Развитие субъектной позиции у обучающихся несовершеннолетних

Зачастую криминальный образ действий подростки выбирают во многом именно из-за низкого образовательного уровня и неразвитости мышления. Поэтому в воспитательных колониях в процессе исправления несовершеннолетних осужденных, социализация их личности и развитие мышления должны занимать ведущее место. К этому сводится и работа пенитенциарных психологов, чьи усилия направлены на развитие субъектной позиции несовершеннолетних.

Целью формирования субъектной позиции несовершеннолетних воспитанников является изменение их отношения к самому себе, своим поступкам и устремлениям, получение ими доступа к социальным ценностям, удовлетворяющим их потребности, освоение ими основных социальных функций, как необходимых условий исправления, а также их адаптации к культуре современного общества, осознание ответственности за совершенное преступление.

В Брянской ВК при участии сотрудников Кировского института повышения квалификации работников ФСИН России проводится эксперимент по формированию субъектной позиции у несовершеннолетних. В ходе эксперимента все ребята разделены на две группы. В первой - программа формирования свойств личности не реализовывалась, а проводились лекционные занятия относящиеся к жизни на свободе.

В другой группе - на протяжении года реализовывалась программа формирования свойств личности несовершеннолетних осуждённых. У ребят посредством проведения с ними различных психокоррекционных мероприятий (тренинги, видеоуроки по различной тематике, тестирование, занятия на духовно-нравственные и патриотические темы) вырабатывалось освоение ими основных социальных функций, которые ранее были им неведомы. На занятиях ребята научились понимать социальные нормы и правила поведения в гражданском обществе, узнали, что такое «мораль» и стали осознавать ответственность за соврешенное преступление. В результате несовершеннолетний осуждённый начинает видеть то, о чем ни он, ни другие и не подозревали, его Я начинает проявляться свободнее и скрытая область его личности также начинает осознаваться.

Целью программы формирования свойств личности несовершеннолетних осужденных является развитие у них психологической готовности жить в новых условиях, обеспечивающей быстрое включение их в новую социальную среду и деятельность в ней без избыточного травмирующего напряжения. Выполнение этих условий невозможно без групповой работы.

Ввиду того, что процесс освоения ребятами социальных функций достаточно длительный, необходимо обращать внимание на его организацию. Сегодня сотрудниками психологической службы УФСИН России по Брянской области совместно с Кировским институтом повышения квалификации работников уголовно-исполнительной системы готовятся методические рекомендации по внедрению опыта по развитию у подростков субъектных качеств.

Роман Астахов, Брянская область

Дата последнего обновления: 15.02.2023 17:09